Psihoanalitika.ru - психоаналитика и психоаналитики

Помощь психолога возможна в разных формах - начиная со статей и публикаций в академических или популярных изданиях, средствах массовой информации, заканчивая специально организованными мероприятиями - психологическими консультациями (психологическим консультированием) и психотерапией в психологических кабинетах, Центрах или медицинских учреждениях.

Воспользоваться колоссальным ресурсом психологической науки и практики становится делом обычным, а в последнее время - попросту необходимым: ни в личных отношениях, ни в карьере, ни в личностном развитии без психологических знаний и навыков не обойтись. В какой форме принять эту помощь - решать Вам.

Статьи и публикации

Общение на форумах

10 апреля | Тесты, основанные на анализе б

03 октября | парень-психоаналитик

02 октября | Женщина за рулём :)))))

22 мая | можно придавить психику алкаша

07 января | Video youtube https://www.you

Добавить в избранное

ГЛАВНАЯНОВОСТИПСИХОАНАЛИТИКИСТАТЬИТЕСТЫВОПРОС-ОТВЕТФОРУМИсследования

Главная | Словарь терминов - Ж - ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

- весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий "время жизни" и "цикл жизненный", но их содержание различно. Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека - продолжительность жизни безотносительно ее содержания.Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез);2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей;3) смешанными, биосоциальными - смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:1) о циклах семейной жизни: вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного возраста - семья, откуда уже ушли взрослые дети, - и пр.;2) профессиональной карьеры - от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах. В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр.Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;2) с его когортной принадлежностью;3) с исторической эпохой и датой события;4) с личностным смыслом этого события для субъекта.Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.специальных источников и методов познания (-> метод биографический).



<< назад   начало   вперед >>
© ПСИХОАНАЛИТИКА.ру: психология человека, семейных отношений, психоанализ, помощь и консультации психологов
О проекте | Новости сайта | Реклама на сайте | Обратная связь |